В Москве открывается выставка Эммануила Евзерихина Фотографии, которых не было

01.10.2013, Культура
В Московском Еврейском музее и Центре толерантности 4 октября открывается выставка "Эммануил Евзерихин. Фотографии, которых не было" из коллекции Sepherot Foundation (Liechtenstein), сообщает сайт музея. Выставка составлена из фотографий, сделанных Эммануилом Евзерихиным в 1957, 1960 и 1965 годах в Москве, в Большой хоральной синагоге. На них запечатлены такие важные для жизни еврейской общины события, как издание молитвенника "Мир", открытие иешивы "Коль - Яаков", проведение пасхального богослужения, а также интерьер синагоги и ее прихожане. В отдельную серию можно выделить фотографии людей, не вместившихся в здание и скопившихся на так называемой "горке" улицы Архипова (сейчас Большой Спасоглинищевский переулок). В экспозиции представлена большая часть фотоснимков трех серий. Трогательная интимность праздника, единство многолюдного собрания, участвующего в таинстве обряда, контрастируют с залитой солнцем улицей, заполненной прихожанами и "людьми в штатском". В кадр попали и обычные посетители, и иностранные гости и корреспонденты, и представители дипломатических миссий, и известные всей общине, теперь уже легендарные, раввины - Соломон Шлифер, Иегуда Лейб Левин, Шимон Требник, реб Гече. Мирная праздничная атмосфера и уют центрального московского переулка прекрасно переданы художественными приемами, характерными для работ Эммануила Евзерихина. Архивные материалы, раскрывающие суть так называемого "религиозного" и "еврейского" вопроса в СССР, легли в основу текстового сопровождения выставки. Фотографирование культовых сооружений и религиозных обрядов в СССР не приветствовалось, редкие кадры с интерьерами церквей, мечетей или синагог делались, чаще всего, по заданию редакции для иллюстрации материалов пропагандистского толка, например, об отсутствии в СССР религиозных гонений. Эти фотосерии никогда не публиковались в полном объеме и сохранились лишь в виде негативов в личном архиве фотографа. В рамках экспозиции также представлены всем известные знаковые фотографии Эммануила Евзерихина - авангардные композиционные решения в духе передовых художественных поисков 1930-х - впечатляющая своей точностью и эмоциональной выразительностью военная хроника, восстановление страны из руин, освоение мирного неба и космоса и успехи народного хозяйства послевоенных лет - все основные этапы жизни нашей страны прошли через объективы его камер. В фотолетописи Эммануила Евзерихина запечатлена жизнь СССР за более чем полувековой период. Теперь она дополнена главой о религиозных традициях, сохранявшихся в условиях суровых гонений и показной веротерпимости. Экспозицией "Фотографий, которых не было" Еврейский музей и центр толерантности открывает серию совместных проектов с Sepherot Foundation (Liechtenstein), известного публике яркими выставками в России и за рубежом, а также начинает цикл фотографических выставок, на которых планирует показать публике лучшие работы признанных мастеров этого вида искусства. Эммануил Евзерихин (1911-1984) - один из ведущих мастеров советской фотографии. С 1926 г. - внештатный сотрудник "Пресс-клише ТАСС", с 1933 - штатный сотрудник фотохроники ТАСС. В годы Великой Отечественной войны снимал на многих фронтах, участвовал в освобождении европейских городов. После войны продолжал сотрудничество с ТАСС, также преподавал и ездил с лекциями по стране. Участник многих групповых выставок, а также нескольких персональных. SEPHEROT Foundation, Liechtenstein. Собрание фонда посвящено отечественному искусству конца XVII-ХХ вв. и включает коллекции миниатюры, академической живописи ХVIII-XIX вв., живописи первой половины ХХ века (авангарда, русского зарубежья), советского нонконформизма и актуального искусства. Sepherot Foundation известен выставочными проектами с крупнейшими российскими и зарубежными музеями, такими как Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Художественный музей Лихтенштейна и многие другие. Выставки фонда всегда отличаются высоким уровнем представленных работ и научным подходом к материалу.